Методическая организация учебного процесса детей с особыми образовательными потребностями

Информационно-просветительская работа учителя-логопеда

Общие принципы работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

В помощь педагогу ДОО алгоритм работы над звуковой культурой речи

Технологии инклюзивного образования

«Понятие сенсорной интеграции детей с ОВЗ и педагогические

 

Развитие у обучающихся начальной школы навыков смыслового чтения - важнейшего из метапредметных универсальных учебных действий.

Чтение – источник развития личности, инструмент познания окружающего мира. Даже с появлением новых средств массовой информации – радио, телевидения, Интернета – значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. К сожалению, интерес к чтению у детей остается на не самом высоком уровне. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, результаты проведенного международными экспертами исследования подтверждают высокий уровень качества чтения и понимания текста у учеников начальной школы, а старшеклассники показывают гораздо более слабые результаты. По международной системе оценки качества чтения и понимания текста Россия занимает 36 место.+

Смысловое чтение – одно из важнейших метапредметных универсальных учебных действий, позволяющее определять главную мысль текста, объяснять значение слов и словосочетаний, высказывать свое мнение, оценивать полезность информации и др. На уроках при формировании навыков смыслового чтения, детей необходимо учить максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию. Работу с этим видом чтения лучше всего начинать в добукварный период обучения грамоте, используя приемы игрового сопровождения работы с текстом. Ведь в процессе обучения младших школьников грамоте значимость комбинации игры и учения трудно переоценить, поскольку в этот период активно развиваются речемыслительные функции психики ребенка, его рефлексивные способности и навыки.

 

Приемы, используемые на уроках литературного чтения:

  • При работе с литературными произведениями - приемы игрового сопровождения. Эту работу можно начинать с самого простого приема – чтение текста с хлопками. Чтение текста с хлопками предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Этот прием обучает контролю, формированию познавательных (логических) действий;
  • После овладения этим приемом вводится чтение с выбрасыванием кулачков. Данный прием способствует развитию внимания, памяти и техники чтения;
  • Интересным для учащихся может оказаться прием чтения половины каждого слова. Первоклассники, используя этот прием, лучше запоминают образ буквы. Это упражнение можно использовать при работе в парах для формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Для развития концентрации и устойчивости внимания, памяти можно посоветовать чтение с повтором;
  • Игровой прием «чтение текста с добавлением слов» расширяет словарный запас, формирует навыки выразительного чтения, развивает творческое мышление;
  • Игровой прием «чтение предложения с выделением ключевого слова по смыслу» поначалу может вызывать затруднения у детей, поэтому с ним лучше начинать работу в конце букварного периода. Принцип работы направлен на внимательное отношение к каждому слову;
  • Не меньший интерес у учеников вызывает чтение текста с заменой некоторых слов на синонимы. С помощью данного приема учебной работы с текстом развивается творчество учащихся, пополняется лексический запас.

Для того, чтобы добиться роста учебной самостоятельности, повышения уровня понимания, запоминания прочитанного, развития читательской компетентности у детей можно применять стратегии смыслового чтения. На уроках литературного чтения использовать следующие этапы стратегии смыслового чтения: предтекстовый этап, текстовый этап и стратегии послетекстового этапа. Для актуализации предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме можно использовать «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса» и др.

В управлении процессом осмысления текста во время чтения помогают стратегии: «Чтение в кружок» (попеременное чтение), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками». Чтобы развивать умения учащихся выделять ключевые понятия, главные идеи в прочитанном, синтезировать полученные знания и применять приобретенные навыки используются «Вопросы после чтения текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Стратегий много. Выбор всегда остается за учителем.

Технология смыслового чтения хороша тем, что помогает учителю делать все вдумчиво, сосредоточенно и грамотно учить чтению.

 

По материалам © gazeta-pedagogov.ru.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-sformirovat-u-uchenikov-nachalnyh-klassov-navyk-smyslovogo-chteniya
Источник: ФедералПресс.  https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-rossijskie-starsheklassniki-ne-umeyut-chitat-i-ponimat-teksty

Уважаемые педагоги!

На основании письма заместителя губернатора Тюменской области, директора Департамента образования и науки Тюменской области от 12.05.2020 №03335 «О направлении рекомендаций по деятельности ПМПК» сообщаем следующее.

Для формирования образовательной организацией полного и корректного представления на обучающегося, которому предстоит обследование психолого-медико-педагогической комиссией, образовательным организациям рекомендовано использовать  приложение 4 к Примерному положению о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утверждённому распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № З-93 от 9 сентября 2019 года. Представление психолого-педагогического консилиума образовательной организации на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.

В период повышенной готовности с 12 мая по 29 мая 2020 года психолого-медико-педагогическая комиссия города Тюмени будет осуществлять приём документов, проведение обследования детей с целью оказания содействия Федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, а также на  основании  постановления  начальника  органа внутренних  дел  или  прокурора в дистанционном онлайн режиме.

Сканированная копия представления психолого-педагогического консилиума образовательной организации вместе с другими документами, необходимыми для обследования, направляются родителями (законными представителями) на электронную почту ПМПК pmpk–tmn@yandex.ru, в том числе ZIP-архивом, защищенным паролем, отвечающим минимальным требованиям безопасности.

 

 

Контактный телефон: 44-40-07.
Ответственный за размещение информации:
Ольховская Екатерина Николаевна, исполняющий обязанности заведующего ПМПК г. Тюмени