В стадии наполнения

Развитие у обучающихся начальной школы навыков смыслового чтения - важнейшего из метапредметных универсальных учебных действий.

Чтение – источник развития личности, инструмент познания окружающего мира. Даже с появлением новых средств массовой информации – радио, телевидения, Интернета – значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. К сожалению, интерес к чтению у детей остается на не самом высоком уровне. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, результаты проведенного международными экспертами исследования подтверждают высокий уровень качества чтения и понимания текста у учеников начальной школы, а старшеклассники показывают гораздо более слабые результаты. По международной системе оценки качества чтения и понимания текста Россия занимает 36 место.+

Смысловое чтение – одно из важнейших метапредметных универсальных учебных действий, позволяющее определять главную мысль текста, объяснять значение слов и словосочетаний, высказывать свое мнение, оценивать полезность информации и др. На уроках при формировании навыков смыслового чтения, детей необходимо учить максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию. Работу с этим видом чтения лучше всего начинать в добукварный период обучения грамоте, используя приемы игрового сопровождения работы с текстом. Ведь в процессе обучения младших школьников грамоте значимость комбинации игры и учения трудно переоценить, поскольку в этот период активно развиваются речемыслительные функции психики ребенка, его рефлексивные способности и навыки.

 

Приемы, используемые на уроках литературного чтения:

  • При работе с литературными произведениями - приемы игрового сопровождения. Эту работу можно начинать с самого простого приема – чтение текста с хлопками. Чтение текста с хлопками предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Этот прием обучает контролю, формированию познавательных (логических) действий;
  • После овладения этим приемом вводится чтение с выбрасыванием кулачков. Данный прием способствует развитию внимания, памяти и техники чтения;
  • Интересным для учащихся может оказаться прием чтения половины каждого слова. Первоклассники, используя этот прием, лучше запоминают образ буквы. Это упражнение можно использовать при работе в парах для формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Для развития концентрации и устойчивости внимания, памяти можно посоветовать чтение с повтором;
  • Игровой прием «чтение текста с добавлением слов» расширяет словарный запас, формирует навыки выразительного чтения, развивает творческое мышление;
  • Игровой прием «чтение предложения с выделением ключевого слова по смыслу» поначалу может вызывать затруднения у детей, поэтому с ним лучше начинать работу в конце букварного периода. Принцип работы направлен на внимательное отношение к каждому слову;
  • Не меньший интерес у учеников вызывает чтение текста с заменой некоторых слов на синонимы. С помощью данного приема учебной работы с текстом развивается творчество учащихся, пополняется лексический запас.

Для того, чтобы добиться роста учебной самостоятельности, повышения уровня понимания, запоминания прочитанного, развития читательской компетентности у детей можно применять стратегии смыслового чтения. На уроках литературного чтения использовать следующие этапы стратегии смыслового чтения: предтекстовый этап, текстовый этап и стратегии послетекстового этапа. Для актуализации предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме можно использовать «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса» и др.

В управлении процессом осмысления текста во время чтения помогают стратегии: «Чтение в кружок» (попеременное чтение), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками». Чтобы развивать умения учащихся выделять ключевые понятия, главные идеи в прочитанном, синтезировать полученные знания и применять приобретенные навыки используются «Вопросы после чтения текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Стратегий много. Выбор всегда остается за учителем.

Технология смыслового чтения хороша тем, что помогает учителю делать все вдумчиво, сосредоточенно и грамотно учить чтению.

 

По материалам © gazeta-pedagogov.ru.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-sformirovat-u-uchenikov-nachalnyh-klassov-navyk-smyslovogo-chteniya
Источник: ФедералПресс.  https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-rossijskie-starsheklassniki-ne-umeyut-chitat-i-ponimat-teksty

После обследования специалист сообщает маме, что у ребёнка дизартрия. «А что это такое?» - часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разобраться вместе.
Дизартрия - это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.
Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с
произношением.
В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.
В случае стертой формы (степени) дизартрии речь ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать твёрдую пищу.
Понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Особый акцент сделайте на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые  движения. Постепенно развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит.
Слабая активность языка. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствуют мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Следующая особенность в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и
языка.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда
молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
Самый выраженный дефект звукопроизношения наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
Несколько слов о дыхании. У детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Работа логопеда тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невролог, поэтому ваш первый шаг - это поход к неврологу.
Лечение дизартрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии.
Родителям следует как можно больше времени уделять своему ребенку и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные
логопедом.
Смирнова С.С., учитель-логопед ПМПК города Тюмени

Моторная алалия 

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия: 

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать; 
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. 
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики и т. д.) 
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию; 
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость. 

 

Как строить общение и взаимодействие со специалистами: 

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист  наметит путь эффективной коррекции. 
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. 

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения. 

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения, поэтому медлить здесь недопустимо. 

 

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию. 

 

Родители и речевая среда для ребенка-алалика 

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. 

Главное, что они должны сделать создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. 

Все режимные моменты (умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые!» 

 

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией: 

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов; 
  1. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса; 
  1. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы; 
  1. Словосочетания нужно повторять несколько раз; 
  1. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога; 
  1. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. 

 

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы. 

 

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы. 

 

Чего делать нельзя? 

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма. И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. 

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания.  

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.  

 

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя. 

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия.  

 

Смирнова С.С., учитель – логопед ПМПК города Тюмени