Комментарии отключены для этой записи

РОДИТЕЛЯМ О ДИЗАРТРИИ

После обследования специалист сообщает маме, что у ребёнка дизартрия. «А что это такое?» – часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разобраться вместе.
Дизартрия – это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.
Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением.
В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.
В случае стертой формы (степени) дизартрии речь ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата.
Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать твёрдую пищу.
Понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Особый акцент сделайте на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые  движения. Постепенно развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит.
Слабая активность языка. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствуют мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Следующая особенность в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
Самый выраженный дефект звукопроизношения наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
Несколько слов о дыхании. У детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Работа логопеда тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невролог, поэтому ваш первый шаг – это поход к неврологу.
Лечение дизартрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии.
Родителям следует как можно больше времени уделять своему ребенку и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные
логопедом.
Смирнова С.С., учитель-логопед ПМПК города Тюмени

Comments are closed.