Комментарии отключены для этой записи

РОДИТЕЛЯМ О МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Моторная алалия 

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия: 

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать; 
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. 
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики и т. д.) 
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию; 
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость. 

 

Как строить общение и взаимодействие со специалистами: 

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист  наметит путь эффективной коррекции. 
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. 

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения. 

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения, поэтому медлить здесь недопустимо. 

 

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию. 

 

Родители и речевая среда для ребенка-алалика 

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. 

Главное, что они должны сделать создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. 

Все режимные моменты (умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые!» 

 

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией: 

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов; 
  1. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса; 
  1. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы; 
  1. Словосочетания нужно повторять несколько раз; 
  1. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога; 
  1. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. 

 

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы. 

 

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы. 

 

Чего делать нельзя? 

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма. И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. 

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания.  

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.  

 

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя. 

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия.  

 

Смирнова С.С., учитель – логопед ПМПК города Тюмени

Comments are closed.