Комментарии отключены для этой записи

Построение ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК

Информация о проведённом семинаре

«Построение ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК»

13 декабря 2021 года в соответствии с планом работы МАУ ИМЦ специалистами психолого-медико-педагогической комиссии города Тюмени проведён семинар «Построение индивидуального образовательного маршрута в соответствии  с рекомендациями ПМПК». К участию в семинаре были приглашены заместители руководителей образовательных организаций, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги.

Тема индивидуального образовательного маршрута не новая в педагогике. Ещё Амонашвили и Сухомлинский говорили о необходимости  проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, рассматривая его как программу развития ребёнка в процессе игры, общения, обучения. Появление индивидуального образовательного маршрута в практике связано с внедрением  принципа индивидуального подхода.  Это персональный путь компенсации трудностей  в освоении образовательной программы, а затем и реализация личностного потенциала обучающегося. ИОМ может быть составлен на определённый период в отношении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка-инвалида, слабоуспевающего обучающегося, ребёнка, обучающегося на дому  и длительно болеющего обучающегося, ученика и воспитанника с поведенческими и адаптационными трудностями, одарённого ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, обусловлено индивидуальными особенностями и   потребностями  ребёнка, жизненной ситуацией и состоянием здоровья обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты.

Целью индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития физического, эмоционального, социального, речевого, интеллектуального потенциала ребёнка; коррекция нарушенных функций. Проектирование ИОМ осуществляется командой специалистов образовательной организации (администрация, педагоги, специалисты) при участии родителей (законных представителей). Недопустимо составление индивидуального образовательного маршрута одним специалистом. Это совместный продукт специалистов системы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, для создания которого привлекаются родители, способные внести существенный вклад, помогая подобрать эффективные методы, приёмы, технологии педагогического воздействия. ИОМ обязательно согласуется с родителями и корректируется, дополняется до их полного согласия.

На семинаре были рассмотрены разные варианты построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приведём один и шаблонов ИОМ, который отражает рекомендации ПМПК, актуальное развитие обучающегося, его ресурсные возможности, обозначает коррекционно-образовательные задачи специалистов системы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации на определённом этапе обучения (см. ниже).

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

Следует отметить, что порядок осуществления обучения по ИОМ определяется образовательной организацией самостоятельно. Данную структуру индивидуального образовательного маршрута  можно корректировать, дополнять, сокращать. Главное, чтобы он был направлен на создание оптимальных условий получения образования, учитывал особые образовательные потребности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Информацию подготовил педагог-психолог ПМПК Харлова Н.Н.

Comments are closed.