Комментарии отключены для этой записи

Раннее выявление нарушений в развитии детей

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития и появления новых психических особенностей. Поэтому важно своевременное стимулирование и развитие познавательных процессов. Если по каким-либо причинам в развитии ребенка выявляют сенсорные (нарушение зрения и слуха),  двигательные, речевые, интеллектуальные (умственная отсталость и задержка психического развития), эмоциональные и поведенческие нарушения, то родителям стоит обратиться за своевременной помощью к специалистам.  Характерной особенностью детей с нарушениями в  развитии является недостаточная сформированность психических процессов, а именно памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия.

Наиважнейшая задача специалистов в работе с детьми дошкольного возраста – это своевременное отслеживание отклонений развития у ребенка от нормы. Норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры (Всемирная Организация Здравоохранения).

Ранняя помощь детям и их семьям – это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии  или с высокой степенью риска их появления в будущем для  содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется на самых ранних этапах развития ребенка (от 0 до 3 лет), когда мозг ребенка может положительно реагировать на абилитационные усилия. Оказание ранней помощи способствует снижению уровня стресса для семьи, в который родился «особенный» ребенок, а также формирует адекватное и конструктивное отношение к его последующему развитию.

20.12.2021 года проведен семинар на тему «Раннее выявление нарушений в развитии детей». Целью нашего семинара было освещение развития высших психических функций в норме и патологии.

Высшие психические функции – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования.

Л.С. Выготский вывел четыре основных закона детского развития:

цикличность развитияпериоды подъема, интенсивного развития  сменяются периодами замедления, затухания;

– неравномерность развития – разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно;

– «метаморфозы» в детском развитии – развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую;

сочетание процессов «эволюции» и «инволюции» в развитии ребенка, то есть  процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

В рамках семинара мы говорили о высших психических функциях, возрастных особенностях детей, кризисах, сопровождающих детское развитие. Были продемонстрированы видеоролики, наглядно показывающие как норму речевого и психического развития, так и нарушенное развитие детей.

Отдельно говорилось о развитии речи ребенка, о возможных причинах нарушения речи, на какие важные показатели должен обращать внимание специалист при диагностическом обследовании ребенка раннего и дошкольного возраста. Даны рекомендации для успешного развития речи.

Для наглядного изучения были представлены таблицы о нормах психического развития для каждого возрастного периода, даны диагностические методики и бланки наблюдения, которые вы можете взять, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/DXU1K1t19YQt1Q.

С материалами семинара можно ознакомиться здесь: Раннее выявление нарушений в развитии детей

Вуколова С.В., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени,

Куликова О.В., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени,

Воробьева Т.С., учитель-логопед ПМПК г.Тюмени

Comments are closed.