Комментарии отключены для этой записи

Практические приёмы при работе с детьми, нуждающимися в тьюторском сопровождении

Одним из необходимых условий качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с инвалидностью является наличие тьюторского сопровождения. Перед тьютором стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. Но очень часто этот путь довольно нелегкий, и тьютору требуется постоянное обновление знаний, совершенствование своих навыков, подбор новых более эффективных практических приемов работы.

В рамках проекта «Школа тьюторского сопровождения» 21 декабря 2021 г. прошла очередная встреча посвященная теме «Практические приёмы при работе с детьми, нуждающимися в тьюторском сопровождении». Выступающими были педагоги образовательных организаций, которые делились своим опытом работы в данном направлении.

Очень часто помощь детям с особыми образовательными потребностями требуется еще на этапе дошкольного образования. Большой опыт в воспитании и сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра имеют специалисты МАДОУ д/с №133 города Тюмени Солдатова Ольга Андреевна, учитель-дефектолог, и Окунева Елена Анатольевна, педагог-психолог. Они поделились с участниками особенностями организации пространства, опытом применения структурированного обучения (TEACCH), альтернативной коммуникации, невербальной формы общения, прикладного анализа поведения (АВА), опытом внедрения практики «Утренний круг», использования карточек  PECS и много другое. Также специалисты уделили внимание вопросу документации тьютора, которая помогает ему отслеживать динамику в развитии и поведении ребенка, эффективность применяемых в работе методов.

Худякова Анастасия Сергеевна, тьютор МБОУ ОШ №2 города Тюмени, рассказала о том, в чем заключается работа тьютора в школе. Как должна осуществляться подготовка к уроку, организовываться деятельность тьюторанта не только в рамках учебного процесса, но и на переменах. Тьютор важен для школьника не только в обучении, но и в социализации, где он оказывает помощь в выстраивании взаимоотношений со сверстниками. Специалист подчеркнула важность партнерства и дружеской позиции во взаимодействии с тьюторантом, сделала акцент на командной работе всех участников образовательного процесса. Сотрудничество педагогов, тьютора, психолога и других специалистов, в том числе и родителей, – важные компоненты успеха в сопровождении обучающегося. Именно поэтому важно правильно выстроить работу с родителями, найти взаимопонимание среди специалистов и сформировать общий взгляд на тот результат, к которому они хотят прийти.

Тьютор может быть необходим не только в дошкольном детстве, но и на протяжении всего обучения в школе. Уникальным опытом сопровождения тьюторанта в среднем звене в рамках инклюзивного класса общеобразовательной школы поделился специалист МАОУ СОШ №70 Соколова Наталья Александровна, тьютор, дефектолог. Она рассказала об особенностях установления контакт со взрослым школьником с ОВЗ, о преодолении агрессии и протестного поведения, индивидуальной системе поощрения, опыте применения визуальных подсказок, отметила то, что уже получилось в процессе тьюторского сопровождения, и то, над чем еще нужно работать. А также предложила рекомендации начинающим коллегам.

На данном семинаре слушатели не только познакомились с практическими приемам работы с детьми, нуждающимися в тьюторском сопровождении, но и получили рекомендации о том, как организовать и начать работу тьютора.

Подводя итоги встречи, участники семинара отметили значимость и необходимость мероприятий, посвященных теме тьюторского сопровождения. В адрес организаторов были высказаны слова благодарности за обсуждение актуальных вопросов.

 

Баламбаева Д.Е., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени,

Кузьмичёва А.А., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени

Comments are closed.