Комментарии отключены для этой записи

Психолого-педагогические портреты детей с нарушениями в развитии. Подбор мер необходимой помощи (обучающиеся с РАС)

Вопрос обучения и воспитания лиц с расстройствами аутистического спектра, их подготовки к взрослой жизни и социализации остается достаточно актуальным для педагогов образовательных организаций. У большинства специалистов все еще сохраняются трудности в работе с данной категорией детей, многие из них отмечают нехватку не только теоретических материалов, но и практических приемов в работе с детьми.

13 декабря 2022 года специалистами ПМПК города Тюмени был проведен семинар на тему «Психолого-педагогические портреты детей с нарушениями в развитии. Подбор мер необходимой помощи (обучающиеся с РАС)». На данном семинаре делились опытом работы разные специалисты как дошкольных, так и школьных организаций.

В начале семинара педагог-психолог МАУ ИМЦ города Тюмени Харлова Наталья Николаевна рассказала о психолого-педагогических особенностях детей с РАС. Педагог рассказала о статистике появления детей с РАС, о возможных причинах появления данного дефекта. Наталья Николаевна подчеркнула, что нарушение захватывает все сферы психической жизни ребенка и одной из его характерных черт является противоречивость, неоднозначность проявлений. Именно поэтому в работе с детьми с РАС необходимо использовать психолого-педагогические технологии и методы с проверенной эффективностью (технологии, основанные на прикладном анализе поведения (АВА, PECS –коммуникативная система обмена изображений, метод социальных историй). Технологии  с использованием средового подхода — структурированное обучение (TEACCH); терапия ежедневной жизнью (DLT). Эмоционально-смысловой подход — модель развития, индивидуализации, отношений (DIR/Flortaim); уровневый подход школы К.С.Лебединской и О.С.Никольской и пр.). Так же участники семинара были ознакомлены с рядом нормативных документов, в которых даны ответы на следующие вопросы: формы получения образования и формы обучения; количество детей с РАС в группах/классах в ОО; какие специалисты должны сопровождать ребенка с РАС в учебно-воспитательном процессе; требования к структуре АООП и др.

Далее своим опытом работы с детьми с РАС поделилась Аптрахманова Жанна Георгиевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №94 города Тюмени. Жанна Георгиевна работает в классе, где обучается 8 детей. Из них 4 ребенка получают образование по адаптированной программе для обучающихся с РАС (вариант 8.3), 4 ребенка – по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Дети, несмотря на то, что с ними учитель занимается всего лишь два года, добились больших результатов. Процесс адаптации проходил у ребят достаточно тяжело. Поэтому была необходимость в организации учебного пространства (закрытые парты, визуальное расписание, введение поощрения для закрепления учебной деятельности, увеличение учебного времени, организация отдыха). Так же была необходимость в помощи тьюторов, которые не только осуществляют сопровождение ребенка на уроке, помогают справиться или избежать нежелательное поведение, но и включаются в планирование учебы в целом (помогают учителю в организационных моментах, в подготовке к уроку). Жанна Георгиевна обратила особое внимание, что само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. Именно поэтому большое внимание уделяется социализации обучающихся через совместные мероприятия с нормотипичными детьми (флеш-мобы, участие в школьных мероприятиях, фестивалях и т.п.), а так же работе с родителями.

Терешкина Ольга Станиславовна, учитель-логопед МБОУ ОШ № 2 города Тюмени рассказала о том, что есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации люди не всегда использует именно устную речь. Есть разные способы: можно показать жестом, написать, напечатать, составить схему. Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном и т.д. Ольга Станиславовна рассказала об альтернативной коммуникации и о том, каким образом можно «разговорить» ребенка с РАС, у которого развита устная речь, но он ее не использует для коммуникации.

Про особенности реализации пропедевтического этапа дошкольного образования детей с РАС рассказала Степанова Марина Владимировна, учитель-дефектолог МАДОУ детского сада №141 города Тюмени. Марина Владимировна акцентировала внимание на особенностях познавательного и речевого развития. Специалист поделилась методическими аспектами обучения письму и чтению детей с РАС. Так же рассказала, с какими трудностями сталкиваются воспитанники при обучении основам математических представлений.

После выступлений специалистов, участникам семинара было предложено разобрать несколько кейсов, в которых содержались ситуации, описывающие трудности детей с РАС, которые они испытывают в учебно-воспитательном процессе. Далее педагоги предлагали возможные решения ситуаций, обсуждали, рассказывали, как бы они помогли ребенку. Также слушатели получили подборку материалов по работе с детьми с РАС.

Данное мероприятие посетили 50 специалистов из 24 ОО. Многие отметили необходимость проведения подобных мероприятий именно по этой тематике.

Баламбаева Д.Е., педагог-психолог ПМПК города Тюмени

 

Comments are closed.