Ринолалия. Коррекция ринолалии

Ринолалия. Коррекция речи при ринолалии (материалы)

Актуальные вопросы процесса адаптации в дошкольном учреждении ребенка раннего возраста

Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей детей с коммуникативными нарушениямия

Психолого-педагогическая реабилитация детей с инвалидностью в образовательной организации

Психолого-педагогическая реабилитация детей с инвалидностью в образовательной организации (буклет)

Системное недоразвитие речи. Причины, диагностика, основные коррекционно-логопедические технологии преодоления

Взаимодействие Психолого-медико-педагогической комиссии города Тюмени с образовательными организациями. Итоги и перспективы дальнейшего сотрудничества

Психолого-педагогические портреты детей с ИН

Стратегии тьютора при работе с детьми с ОВЗ

Психолого-педагогические портреты детей с нарушениями в развитии. Подбор мер необходимой помощи (обучающиеся с ЗПР)

Специфика работы тьютора в системе специального образования

Коррекция нежелательного поведения, обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации

СИПР. Особенности разработки и реализация

Современные подходы к развитию фонематического слуха

Мастерская педагога. Использование дифференцированного подхода в обучении детей с ООП

Методическая организация учебного процесса детей с особыми образовательными потребностями

Информационно-просветительская работа учителя-логопеда

Общие принципы работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

В помощь педагогу ДОО алгоритм работы над звуковой культурой речи с детьми дошкольного возраста

Технологии инклюзивного образования

«Понятие сенсорной интеграции детей с ОВЗ и педагогические

 

Развитие у обучающихся начальной школы навыков смыслового чтения - важнейшего из метапредметных универсальных учебных действий.

Чтение – источник развития личности, инструмент познания окружающего мира. Даже с появлением новых средств массовой информации – радио, телевидения, Интернета – значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. К сожалению, интерес к чтению у детей остается на не самом высоком уровне. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, результаты проведенного международными экспертами исследования подтверждают высокий уровень качества чтения и понимания текста у учеников начальной школы, а старшеклассники показывают гораздо более слабые результаты. По международной системе оценки качества чтения и понимания текста Россия занимает 36 место.+

Смысловое чтение – одно из важнейших метапредметных универсальных учебных действий, позволяющее определять главную мысль текста, объяснять значение слов и словосочетаний, высказывать свое мнение, оценивать полезность информации и др. На уроках при формировании навыков смыслового чтения, детей необходимо учить максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию. Работу с этим видом чтения лучше всего начинать в добукварный период обучения грамоте, используя приемы игрового сопровождения работы с текстом. Ведь в процессе обучения младших школьников грамоте значимость комбинации игры и учения трудно переоценить, поскольку в этот период активно развиваются речемыслительные функции психики ребенка, его рефлексивные способности и навыки.

 

Приемы, используемые на уроках литературного чтения:

  • При работе с литературными произведениями - приемы игрового сопровождения. Эту работу можно начинать с самого простого приема – чтение текста с хлопками. Чтение текста с хлопками предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Этот прием обучает контролю, формированию познавательных (логических) действий;
  • После овладения этим приемом вводится чтение с выбрасыванием кулачков. Данный прием способствует развитию внимания, памяти и техники чтения;
  • Интересным для учащихся может оказаться прием чтения половины каждого слова. Первоклассники, используя этот прием, лучше запоминают образ буквы. Это упражнение можно использовать при работе в парах для формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Для развития концентрации и устойчивости внимания, памяти можно посоветовать чтение с повтором;
  • Игровой прием «чтение текста с добавлением слов» расширяет словарный запас, формирует навыки выразительного чтения, развивает творческое мышление;
  • Игровой прием «чтение предложения с выделением ключевого слова по смыслу» поначалу может вызывать затруднения у детей, поэтому с ним лучше начинать работу в конце букварного периода. Принцип работы направлен на внимательное отношение к каждому слову;
  • Не меньший интерес у учеников вызывает чтение текста с заменой некоторых слов на синонимы. С помощью данного приема учебной работы с текстом развивается творчество учащихся, пополняется лексический запас.

Для того, чтобы добиться роста учебной самостоятельности, повышения уровня понимания, запоминания прочитанного, развития читательской компетентности у детей можно применять стратегии смыслового чтения. На уроках литературного чтения использовать следующие этапы стратегии смыслового чтения: предтекстовый этап, текстовый этап и стратегии послетекстового этапа. Для актуализации предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме можно использовать «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса» и др.

В управлении процессом осмысления текста во время чтения помогают стратегии: «Чтение в кружок» (попеременное чтение), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками». Чтобы развивать умения учащихся выделять ключевые понятия, главные идеи в прочитанном, синтезировать полученные знания и применять приобретенные навыки используются «Вопросы после чтения текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Стратегий много. Выбор всегда остается за учителем.

Технология смыслового чтения хороша тем, что помогает учителю делать все вдумчиво, сосредоточенно и грамотно учить чтению.

 

По материалам © gazeta-pedagogov.ru.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-sformirovat-u-uchenikov-nachalnyh-klassov-navyk-smyslovogo-chteniya
Источник: ФедералПресс.  https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-rossijskie-starsheklassniki-ne-umeyut-chitat-i-ponimat-teksty