Комментарии отключены для этой записи

«Куда пойти учиться? Обзор профессиональных программ обучения для лиц с инвалидностью»

Ежегодно из образовательных учреждений нашего города выпускаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которые нуждаются в дальнейшем профессиональном обучении, и перед семьями встает вопрос о профессиональном образовании их ребенка. «Чем он будет заниматься после того, как окончит школу? Где продолжать обучение?». В рамках семинара «Куда пойти учиться? Обзор профессиональных программ обучения для лиц с инвалидностью», 28 февраля 2022 года специалисты поделились своим опытом.

Руководитель ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования Парфенова Анастасия Николаевна, имея огромный опыт работы, в своем выступлении на тему «Возможности инклюзивного образования в Тюменской области» рассказала о наиболее популярных программах среднего профессионального образования среди студентов с инвалидностью. В топ направлений подготовки вошли следующие программы: повар, кондитер; мастер столярного и мебельного производства; адаптивная физическая культура; информационные системы и программирование.

Анастасия Николаевна ознакомила участников семинара с разными инструментами профориентации. К числу таких можно отнести региональный конкурс профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», который включает в себя мастер-классы от экспертов-наставников и студентов-победителей чемпионата по компетенциям (поварское дело, кондитерское дело, выпечка хлебобулочных изделий, адаптивная физическая культура, торговля, ресторанный бизнес, карвинг). Данный чемпионат пользуется большой популярностью среди абитуриентов. Успешность проведения конкурса демонстрируется постоянным увеличением состава участников, а также расширением перечня компетенций, востребованных на рынке труда.

Еще одним инструментом профориентации является Бренд-смена «Prof каникулы». В ее программу включены профориентационные мероприятия с учетом современных требований к направлениям подготовки в системе профессионального образования с использованием освоения профессиональных компетенций специалиста. Кроме того, профориентационная смена направлена на помощь в приобретении школьниками социальных навыков, навыков лидерства, умения работать в команде, организационных навыков.

Вместе с тем, руководителем ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования были перечислены программы профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для выпускников школ, обучавшихся по общеобразовательным адаптированным программам.

Также Анастасией Николаевной были освещены способы адаптирования лекционных и практических заданий для обучающихся с нарушением слуха (путем привлечения сурдопереводчиков к проведению занятия, сопровождения сложных для понимания тем наглядным материалом, выделения заглавий и подзаголовков ярким, выделяющимся цветом, разделения всего текста на абзацы, дублирования звуковой информации видеоматериалами).

Волкова Дарья Александровна, сурдопереводчик ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования посвятила свое выступление теме «Социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ». По прогнозам Высшей Школы Экономики, в ближайшее десятилетие у выпускников образовательных учреждений будут востребованы Soft skills (комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных во всех профессиях). В связи с их ближайшей востребованностью, специалист продемонстрировала «Карту основных качеств», которая включает в себя умение убеждать мягко, умение слышать различные точки зрения и применять их в проекте, навыки деловой переписки, работа с внутренним конфликтом и прочее. В завершении своего выступления Дарья Александровна провела мастер класс по жестовому языку. Коллегам было предложено сформировать краткое поздравление, посвященное предстоящему празднику 8 марта.

Подводя итоги встречи, участники отметили, что данная тема интересна и значима для дальнейшей работы. Для наглядного изучения были представлены презентации, с которыми вы можете ознакомиться в приложении к статье.

Дорофеева С.Н., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени,

Огай К.Е., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени

Comments are closed.