Комментарии отключены для этой записи

Система профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Для достижения целей обеспечения доступности профессионального образования лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо выстроить систему профориентационной работы в общеобразовательной школе так, чтобы такая система, с одной стороны, основывалась на индивидуально-дифференцированном подходе к обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны, реализовывала бы саму идею инклюзивного образования.

Данную систему профориентационной работы представили в рамках семинара по теме «Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации. Из опыта работы ОО», который прошёл на базе МАОУ СОШ №60. В ходе данной встречи специалисты, работающие по данному направлению, поделились своим опытом работы и раскрыли специфику профориентации учащихся с ОВЗ.

Открыли семинар заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета Патрушева Инга Валерьевна и начальник отдела мониторинговых исследований РУМЦ ТюмГУ Кукуев Евгений Анатольевич. Представленные участники проинформировали аудиторию о ресурсах ТюмГУ в профориентации школьников с ОВЗ, одним из которых является возможность проведения индивидуального профориентационного тестирования «Профориентатор 8.1.1.» Результаты диагностируются по нескольким блокам: профессиональные интересы, способности и личностные особенности. На основе полученных данных рекомендуются профили обучения, а также дальнейшие рекомендации по развитию личностных навыков.

Выбор профессии для любого человека происходит в течении длительного периода времени. Поэтому важно работу, направленную на профессиональное самоопределение проводить как можно раньше, уже в младшем школьном возрасте. Нужно учитывать и тот факт, что особенности развития людей с особыми образовательными потребностями не позволяют сформировать навыки в короткие сроки. Боянович Надежда Владимировна, педагог-психолог МАОУ СОШ №60 выступила на тему «Специфика профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами в начальной школе» и представила вниманию слушателей проект профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, и детьми-инвалидами. Проект направлен на создание условий для позитивной социализации обучающихся в форме разнообразных социокультурных практик, способствующих самоопределению школьников, формированию их познавательных и профессиональных интересов, формированию активной жизненной позиции, ответственного отношения к жизни и окружающей среде. В период реализации Проекта в рамках урочной деятельности учителя начальной школы используют на уроках математики задачи, на уроках русского языка тексты с тематическим содержанием о профессиях, а также применяют физкультминутки и игры на переменах по теме «Профессии». Внеурочная деятельность предполагает подготовку к работе профориентационных площадок: фотостудия «Мультяшная фантазия», студия «Флорист60.ру», изостудия «Юный художник», а также проведение классных часов профориентационной направленности с приглашением родителей с рассказами о профессиях.

Подкорытова Ирина Владимировна, педагог-психолог МАОУ СОШ №60, рассказала об особенностях профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами подросткового возраста. Из опыта специалиста, мероприятия по профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ОВЗ подросткового возраста ведутся через уроки технологии, в рамках урочной и внеурочной деятельности, в том числе и в рамках психологических коррекционно-развивающих занятий и индивидуальных консультаций.

Профориентационная работа в 5-8 классах включает развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Обучающиеся 6-8 классов проходят бесплатное обучение по программам профессионального обучения в колледжах и техникумах города Тюмени по профессиям: декоратор стен (выполняет внутренние отделочные работы), визуальный мерчендайзер (занимается художественным оформлением витрин), кондитер, повар, официант, хлебопек, пиццмейкер, специалист по маникюру, бармен. В особенности профориентационной работы в 9 классах входят уточнение образовательного запроса в ходе группового и индивидуального профориентационного консультирования, в том числе и родителей, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ОШ №2 города Тюмени Лягоцкая Светлана Юрьевна выступила на тему «Система работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». С учетом сроков реализации АООП деятельность по профессиональному самоопределению в МБОУ ОШ № 2 города Тюмени условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап ориентирован на формирование у обучающихся 1-4 классов (включая 1 дополнительный класс) любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего производственного окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. Второй этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Ориентирован на формирование у обучающихся 5-7 классов профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Третий этап, ориентированный на обучающихся 8-9 классов, направлен на создание условий, способствующих трудовой подготовке и социализации обучающихся. Эти условия необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. Все этапы деятельности по профессиональному самоопределению реализуются через урочную деятельность (ручной, профильный труд; социально-бытовую ориентировку, хозяйственно-бытовой труд, ремесло) и внеурочную деятельность (циклы профориентационных часов общения, классных часов; профориентационные игры; экскурсии на предприятия и учреждения города; профессиональные пробы; участие в региональных чемпионатах; посещение дней открытых дверей; совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей; освоение школьниками основ профессии в рамках профильного труда, трудовой практики, социально-значимой деятельности, трудоустройства в каникулярный период, дополнительного образования).

В завершении семинара, Белявская Ольга Вячеславовна и Рахимова Диана Рашитовна – представители МБОУ ООШ №77 раскрыли важность предпрофессиональной подготовки учащихся с ОВЗ в качестве основы овладения рабочими профессиями, а также о творческом развитии учащихся с ОВЗ в мастерских художественно-эстетической направленности. Данное образовательное учреждение в 2021 году стало участником федерального проекта «Доброшкола». В первую очередь, проект реализует поиск новых форм содержания образования обучающихся с особыми образовательными потребностями с целью их дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Специалисты подробно рассказали о направлениях, реализуемых в рамках участия в данном проекте:

—  Студия художественной керамики «Волшебная глина». Актуальность программы состоит в том, что способность ребенка с нарушением слуха овладеть навыками гончарного искусства на начальных ступенях освоения словесной речи может стать важным условием формирования речевых навыков и необходимым средством развития ситуативной речи.

— Мастерская «Золотые ручки». Специалисты отмечают, что художественное мышление в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

— Картонажно-переплётное дело. Программа является основой для овладения профессией «Переплетчик», которая является доступной не только для глухих и слабослышащих, а также для учащихся, имеющих сопутствующие нарушения.

— Швейное дело. Данная программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Подводя итоги, участники семинара, которыми являлись заместители руководителей, педагоги-психологи, классные руководители, работающие в образовательных организациях, отметили значимость и необходимость продолжения проведения цикла мероприятий, посвященных теме профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В адрес организаторов были высказаны слова благодарности за обсуждение актуальных вопросов.

 

Дорофеева С.Н., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени,

Огай К.Е., педагог-психолог ПМПК г.Тюмени

Comments are closed.