Одним из актуальных направлений в работе педагога-психолога при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями является профессиональная ориентация и профессиональная подготовка при самореализации, а также профориентационная диагностика. Профориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляет собой систему мер, нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда, оказание помощи в трудоустройстве.
В рамках семинара, который состоялся 20 октября 2022 года на базе МАОУ СОШ №68, специалисты, работающие по данному направлению, поделились своим опытом работы, рассказали о специфике профориентационной диагностики обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, а также рассказали о формировании профессиональной ориентации.
Открыл встречу педагог-психолог МБОУ ОШ №2 г. Тюмени Денисенок Евгений Владимирович. Специалист подробно описал методики для профотбора и профориентации, которыми выступили:
- Матрица выбора профессии. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи
- Индивидуальная карта профильного обучения (5 класс). Диагностическое направление предполагает всестороннее изучение ученика: психофизические возможности, состояние базовых психических функций, особенности коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, личностных результатов адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), сформированность базовых учебных действий, индивидуальные склонности и интересы. Данные всестороннего обследования вносятся в индивидуальную карту развития ученика, и на их основании определяется рекомендуемый профиль трудового обучения.
- Анкета для родителей «Социализация». Цель опроса — выявить условия и пути успешной социализации обучающихся к самостоятельной жизни.
- Анкета для обучающихся «Социализация». Цель опроса — выявить условия и пути успешной социализации обучающихся к самостоятельной жизни (8-9 класс).
- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
- Тип мышления (Г.В. Резапкина). Методика помогает определить тип мышления обучающегося.
- «Профессиограмма». Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Оценивается профессиональная направленность.
Так же, Евгений Владимирович рассказал об особенностях психолого-педагогической оценки предпрофильной подготовки обучающихся с ОВЗ. В рамках выступления были рассмотрены формы системной работы с обучающимися и родителями, которые включают в себя работу школьных кружков по интересам, профориентационные экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия, просветительскую работу, оформление информативных стендов, диагностическую работу, родительские собрания, ярмарки профессий, предметные недели и др.
Школа активно работает в направлении выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем интереснее формы и методы профориентационной работы, тем они доступнее и актуальнее для обучающихся. Воробьева Олеся Владимировна, педагог-психолог МБОУ ОШ №2 города Тюмени, в свою очередь, представила экспериментальный проект по формированию профессиональной ориентации обучающихся на основе взаимодействия классного руководителя и родителей. В ходе своего выступления Олеся Владимировна продемонстрировала участникам семинара возможности квест-игры «Профессии вокруг меня». Целью данной игры является формирование профессиональной ориентации подростков на основе взаимодействия обучающихся, классного руководителя и родителей для активизации самоопределения подростков связанных с выбором профессии.
Специалист отметила, что проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников.
На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.
В завершении семинара, Лазарева Виталия Владимировна, педагог-психолог МБОУ ОШ №2 г. Тюмени, выступила на тему «Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения на этапе готовности учащихся к профессиональному самоопределению», в рамках которой был представлен проект, организованный специалистами на базе МБОУ ОШ №2. Данный проект позволит решить проблему противоречия между потребностями рынка труда и неготовностью подростков с ОВЗ выстраивать свою профессиональную перспективу. Цель проекта — создание условий для оказания психологической и социальной помощи учащимся девятых классов, а так же активизация личностного и профессионального потенциала старших школьников с ОВЗ. Для достижения поставленной цели решаются такие комплексные задачи:
— формирование представления у учащихся с ОВЗ о современном рынке труда и осознанной мотивации и готовности к активной деятельности по профессиональному самоопределению;
— создание образа будущего и представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования.
Деятельность в рамках проекта представляет собой организованную специалистами работу по профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей и потребностей подростков с ОВЗ и социально-экономической ситуации на рынке труда на территории города Тюмень. Основной идеей экспериментального проекта является концентрирование усилий специалистов образовательного учреждения на формирование у учащихся с ОВЗ способностей к самостоятельному профессиональному самоопределению, с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Приобретение учащимися таких способностей позволит им успешно социализироваться в обществе, а так же разрабатывать индивидуальные планы, выбирать необходимые ресурсы и находить альтернативы. Основная задача специалистов учреждения – сформировать в сознании учащихся с ОВЗ модель эффективного поведения в ситуации выбора профессии.
Подводя итоги встречи, хотелось бы отметить, что психологическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений. В связи с этим, участниками семинара отмечается значимость и необходимость продолжения проведения цикла мероприятий, посвященных теме профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Огай К.Е., педагог-психолог ПМПК г. Тюмени
Дорофеева С.Н., педагог-психолог ПМПК г. Тюмени,