Комментарии отключены для этой записи

Специфика профориентационной диагностики обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Формирование профессиональной ориентации

Одним из актуальных направлений в работе педагога-психолога при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями является профессиональная ориентация и профессиональная подготовка при самореализации, а также профориентационная диагностика. Профориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляет собой систему мер, нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда, оказание помощи в трудоустройстве.

В рамках семинара, который состоялся 20 октября 2022 года на базе МАОУ СОШ №68, специалисты, работающие по данному направлению, поделились своим опытом работы, рассказали о специфике профориентационной диагностики обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, а также рассказали о формировании профессиональной ориентации.

Открыл встречу педагог-психолог МБОУ ОШ №2 г. Тюмени Денисенок Евгений Владимирович. Специалист подробно описал методики для профотбора и профориентации, которыми выступили:

  1. Матрица выбора профессии. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи
  2. Индивидуальная карта профильного обучения (5 класс). Диагностическое направление предполагает всестороннее изучение ученика: психофизические возможности, состояние базовых психических функций, особенности коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, личностных результатов адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), сформированность базовых учебных действий, индивидуальные склонности и интересы. Данные всестороннего обследования вносятся в индивидуальную карту развития ученика, и на их основании определяется рекомендуемый профиль трудового обучения.
  3. Анкета для родителей «Социализация». Цель опроса — выявить условия и пути успешной социализации обучающихся к самостоятельной жизни.
  4. Анкета для обучающихся «Социализация». Цель опроса — выявить условия и пути успешной социализации обучающихся к самостоятельной жизни (8-9 класс).
  5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
  6. Тип мышления (Г.В. Резапкина). Методика помогает определить тип мышления обучающегося.
  7. «Профессиограмма». Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Оценивается профессиональная направленность.

Так же, Евгений Владимирович рассказал об особенностях психолого-педагогической оценки предпрофильной подготовки обучающихся с ОВЗ. В рамках выступления были рассмотрены формы системной работы с обучающимися и родителями, которые включают в себя работу школьных кружков по интересам, профориентационные экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия, просветительскую работу, оформление информативных стендов, диагностическую работу, родительские собрания, ярмарки профессий, предметные недели и др.

Школа активно работает в направлении выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем интереснее формы и методы профориентационной работы, тем они доступнее и актуальнее для обучающихся. Воробьева Олеся Владимировна, педагог-психолог МБОУ ОШ №2  города Тюмени, в свою очередь, представила экспериментальный проект по формированию профессиональной ориентации обучающихся на основе взаимодействия классного руководителя и родителей. В ходе своего выступления Олеся Владимировна продемонстрировала участникам семинара возможности квест-игры «Профессии вокруг меня». Целью данной игры является формирование профессиональной ориентации подростков на основе взаимодействия обучающихся, классного руководителя и родителей для активизации самоопределения подростков связанных с выбором профессии.

Специалист отметила, что проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников.

На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

В завершении семинара, Лазарева Виталия Владимировна, педагог-психолог МБОУ ОШ №2 г. Тюмени, выступила на тему «Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения на этапе готовности учащихся к профессиональному самоопределению», в рамках которой был представлен проект, организованный специалистами на базе МБОУ ОШ №2. Данный проект позволит решить проблему противоречия между потребностями  рынка труда и неготовностью подростков с ОВЗ выстраивать свою профессиональную перспективу. Цель проекта — создание условий для оказания психологической и социальной помощи учащимся девятых классов, а так же активизация личностного и профессионального потенциала старших школьников с ОВЗ. Для достижения поставленной цели решаются такие комплексные задачи:

— формирование представления у учащихся с ОВЗ о современном рынке труда и  осознанной мотивации и готовности к активной  деятельности по профессиональному самоопределению;

— создание образа будущего и представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования.

Деятельность в рамках проекта представляет собой организованную специалистами работу по профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей и потребностей подростков с ОВЗ и социально-экономической ситуации на рынке труда на территории города Тюмень. Основной идеей экспериментального проекта является концентрирование усилий специалистов образовательного учреждения на формирование  у учащихся с ОВЗ способностей к самостоятельному профессиональному самоопределению, с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Приобретение учащимися таких способностей позволит им успешно социализироваться в обществе, а так же разрабатывать индивидуальные планы, выбирать необходимые  ресурсы и находить альтернативы. Основная задача специалистов учреждения – сформировать в сознании учащихся с ОВЗ модель эффективного поведения в ситуации выбора профессии.

Подводя итоги встречи, хотелось бы отметить, что психологическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений. В связи с этим, участниками семинара отмечается значимость и необходимость продолжения проведения цикла мероприятий, посвященных теме профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 

Огай К.Е., педагог-психолог ПМПК г. Тюмени

Дорофеева С.Н., педагог-психолог ПМПК г. Тюмени,

Comments are closed.