Комментарии отключены для этой записи

Технологии дифферециации обучения в образовании и воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях увеличивается с каждым годом. Пожалуй, на данный момент времени нет ни одного дошкольного и школьного образовательного учреждения, где бы не было хотя бы одного «особого» ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это ребенок, у которого есть временное или постоянное отклонение в физическом и/или психическом развитии. К их числу относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра, а также детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для таких детей необходимо создавать специальные образовательные условия, так как они оказываются недостаточно готовыми к обучению, испытывают систематические трудности в обучении, адаптации и коммуникации.

Каждый ребенок имеет право на образование, независимо от имеющегося нарушения в развитии и степени его выраженности. Задача педагога обеспечить наиболее благоприятные условия для развития и становления личности каждого ученика, развитие его индивидуальных способностей в условиях обучения и воспитания. В этой части вопрос о дифференцированном подходе становится как никогда актуальным.

Сущность  дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности детей.

О том, как можно индивидуализировать обучение особого ребенка нам удалось поговорить на семинаре, который прошел 16 февраля 2023 года в рамках стажировочной площадки «Технологии инклюзивного образования». Тема семинара звучала как «Технологии дифферециации обучения в образовании и воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями». В рамках данной встречи, которая проходила дистанционно с помощью платформы ZOOM, своим опытом поделились коллеги из МБОУ НШ-ДС №76 г. Тюмени, которые рассказывали о своих формах, методах, приемах работы с особыми детьми.

В данной школе, как было сказано в выступлении Корниковой Л.Г., заместителя директора по учебно-воспитательной работе, по разным образовательным программам учатся дети, имеющие различные нарушения здоровья. Очень часто в одном классе обучение может осуществляться по нескольким образовательным программам одновременно,  поэтому педагогу приходится адаптировать весь имеющийся материал под разные особенности обучающихся. В этом вопросе дифференцированное обучение просто необходимо.

Учитель начальных классов, учитель-дефектолог Велижанина Л.А. рассказала о реализации дифференцированного подхода на различных этапах урока при обучении особых детей на примере урока русского языка в классах, где есть ученики с различными нарушениями – нарушение зрения, задержка психического развития, нарушение интеллекта.

Кулешова Е.В., учитель начальных классов, учитель-дефектолог, показала, как в организации дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями можно использовать QR-коды в качестве одного из мотивационных приемов.

Загагулина Ю.Г., учитель-дефектолог, и Бедникова Е.В., учитель-логопед, наглядно продемонстрировали на примере практических занятий как можно работать с детьми, обучающимися по разным образовательным программам, как можно научить их запоминать словарные слова, пополнить активный словарь, расширить кругозор, развивать познавательную активность учеников.

Про использование профиориентационного направления в работе с детьми с особыми образовательными потребностями рассказала Воробьева Ю.С., учитель начальных классов, учитель-дефектолог. Она представила детско-родительский проект по формированию представлений школьников о мире профессий «Будущее – это Я!», при реализации которого используется дифференцированный подход.

О развитии двигательной активности, чувствительности зрительной системы, моторной координации, механизмов пространственных отношений рассказала Комиссарова Ю.В., учитель физической культуры. На примере физкультурного занятия, при обучении метанию теннисного мяча, можно было заметить у одних детей большой мяч, у других маленький, наличие различных меток на полу, разноуровневые задания для разных учеников. Всё это и многое другое демонстрирует наличие дифференцированного подхода даже на уроках физкультуры.

Мир внешней и внутренней дифференциации, дифференцированных приемов, методов очень многогранен. Нельзя с уверенностью сказать, что это относится к определённому варианту обучения, или конкретному специалисту, или специализированной школе, все можно использовать в условиях образовательных учреждений, любым педагогом, в чистом или модифицированном варианте. Поиск новых методов, приемов, форм обучения остается актуальной потребностью педагогов, работающих с особыми детьми, поэтому продолжение работы по данной теме просто необходимо.

 

Кузьмичева А.А., педагог-психолог ПМПК города Тюмени

Comments are closed.