Мелкая моторика — один из видов моторики к области, которой относится большое количество разнообразных движений: от примитивных крупных (например, захват объектов), до очень мелких сложных движений (например, застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование).
От уровня развития мелкой моторики зависит развитие многих важных процессов: координация в пространстве, наблюдательность, зрительная и двигательная память, воображение и др. Ученые считают, что существует прямая связь между центрами головного мозга и нервными окончаниями пальцев. Вот почему так важно развивать у ребенка мелкую моторику.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «не по плану», то и речевая деятельность будет отставать в своем развитии.
Развитие ловкости рук важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка будет требовать выполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, красиво писать и рисовать, а также выполнять множество разнообразных действий в быту и учебе.
Развивать мелкую моторику можно различными способами, но наиболее продуктивным по праву считается массаж. В последнее время, все чаще в качестве массажа используют нетрадиционную технологию су-джок (в переводе су-джок означает «кисть-стопа»). Метод су-джок терапии безвреден, прост в применении, а главное у него нет побочных эффектов или осложнений.
В су-джок терапии в качестве массажера обычно используется шарик с ребристой игольчатой поверхностью, внутри которого лежат два металлических колечка.
Поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшая приток крови и активизируя кровообращение. Также за счет активации нужных зон в коре головного мозга при су-джок воздействии не только развивается мелкая моторика и речевая деятельность, но и улучшается запоминание, концентрация внимания, активизируется мышление.
Для того чтобы массаж превратился в веселую и увлекательную
игру, су-джок процедуру сопровождают интересными ритмичными стихами. Поскольку
дети младшего возраста не могут воспринимать быстрой речи, то стишки
проговариваются неторопливо и отчётливо. При этом ребенок должен выполнить те действия
массажным шариком, о которых говорится в стихах. Например:
«Дождик»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучим медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(сжимаем шарик в ладони).
«Урожай»
В огород мы пойдём,
Урожай соберём.
(катаем шарик на ладони вперёд-назад)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(на каждую строчку прокатываем шарик по пальцу)
И вернёмся по дорожке.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке) farmbrazil.com.br.
«Солнышко»
Нарисую солнышко на своей ладошке,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Пусть оно сияет хоть и понемножку.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик).
Упражнения с кольцом-пружинкой также можно сопровождать потешками. По очереди на каждый палец одевать и прокатывать су-джок кольцо, при этом проговаривая:
«Моя семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Вот и вся семья!
(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и
разжатие всех пальцев одновременно).
«Белка»
Сидит белка на тележке.
(кольцо в руке, сжимаем и разжимаем ладонь)
Раздаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
(на каждое животное надеваем массажное кольцо)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,Заиньке усатому.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)
Мы посуду перемыли:
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(надеваем пружинку на каждый палец)
Так мы маме помогали,
Что мы очень все устали
(встряхиваем руки).
Такие игры очень эмоциональные, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стишка, учат улавливать ритм речи.
Д.Е.Баламбаева, педагог-психолог ПМПК города Тюмени