Комментарии отключены для этой записи

Использование дифференцированного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями

26 ноября 2020 года проведена мастерская педагога «Технологии инклюзивного образования» по теме «Использование дифференцированного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями».

Мастерская педагога объединяет педагогов города продолжительное время. Мероприятия, проводимые в рамках мастерской педагога востребованы специалистами образовательных учреждений, так как предоставляют возможность педагогам проработать важные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми, наметить направления дальнейшей деятельности, опробовать и внедрить предлагаемые методы и приёмы обучения. Тема использования дифференцированного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями назрела после посещения специалистами ПМПК образовательных учреждений. Индивидуальные методы и приёмы в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяются редко и не всегда качественно. Не все предлагаемые детям задания отвечают их психофизическим возможностям. Кроме того, в ходе индивидуальных консультаций с педагогами неоднократно звучали запросы о необходимости изложения данной темы.

Для участия с мастерской педагога в качестве выступающих были приглашены педагоги МБОУ НШ-ДС №82 города Тюмени. Данное учреждение имеет большой опыт работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, тяжёлые нарушения речи, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Опыт своей работы, важные аспекты осуществления дифференцированного подхода представляли специалисты ПМПК города Тюмени Харлова Н.Н., Смирнова С.С., а также учителя начальных классов из МБОУНШ-ДС №82 Казангапова Сабира Насимбулаевна, Лупенкова Любовь Юрьевна, Редикульцева Екатерина Сергеевна.

Данное мероприятие было ориентировано на учителей начальных классов. В проведении педагогической мастерской приняли участие 84 специалиста из 23 образовательных учреждений города. Участниками мастерской стали 67 учителя начальных классов, 1 педагог среднего звена, 4 заместителя директора по УВР, 2 педагога-психолога, 3 учителя-логопеда, 2 дефектолога. Наибольшую активность проявили педагоги из МБОУ ОШ №2 (15 участников), МАОУ СОШ №5, 65 (по 8 человек).

Учитывая эпидемиологическую обстановку мероприятие состоялось в дистанционном формате. С помощью сервиса беспроводного взаимодействия Zoom выступающие демонстрировали фрагменты уроков, методические пособия и карточки, применимые в качестве дифференциации с учётом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Лупенкова Любовь Юрьевна продемонстрировала участникам педагогической мастерской вариант дифференциации учебного процесса на примере урока русского языка в четвертом классе. Различие в подаче, содержании учебного материала и осуществляемой детьми деятельности обусловлено тем, что в классе обучаются дети с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра. Все этапы продемонстрированного учебного занятия адаптированы под особые образовательные потребности учеников с конкретными нарушениями развития. При этом сохраняется общая тема урока, ученики осуществляют совместные выводы, периодически взаимодействуют. Показанные схемы, алгоритмы, лаконичные инструкции учителя способствуют успешному усвоению непростой для четвероклассников темы урока. Учебные ситуации не являются предсказуемыми для детей, но тон и темп урока спокойный, комфортный. В комментариях обратной связи педагоги отмечают хорошую работоспособность и явную тенденцию к успешной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Так, например, дети меняются партнёрами для выполнения следующего задания, выходят к доске, публично поясняют свои рассуждения. На протяжении всего урока у учеников сохраняется познавательный интерес. Несомненно, подобный результат — итог системной, творческой работы учителя.

Редикульцева Екатерина Сергеевна является классным руководителем первого класса, в котором обучаются ученики с нарушениями опорно-двигательного-аппарата, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями. При таком составе детей Екатерина Сергеевна применяет различные методы и приёмы, способствующие успешному усвоению учебного материала. На уроках обучения грамоте Екатерина Сергеевна уделяет особое значение созданию благоприятной развивающей среды, поскольку ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата часто пассивен, зависим от взрослых, не способен длительное время концентрировать внимание, имеет нарушения в развитии речи, трудности в запоминании и сформированности абстрактного мышления и зрительно – моторной координации. Зная о том, что ученикам с нарушениями в развитии необходима частая опора на наглядность, понятная инструкция и поэтапная помощь, педагог использует в работе интеллект-карты. Фрагменты урока, продемонстрированного участникам мероприятия, показали, что ученики понимают и используют «карты-помощницы», ориентируясь на цвет, размер «веточек», графические образы, главные слова. Карты, составленные детьми, совместно с педагогом, помогают ученикам запоминать учебную информацию, концентрировать внимание, развивать логическое, творческое мышление и пространственную ориентировку, повышать работоспособность. По мнению Екатерины Сергеевны и её коллег, применение интеллект-карт даёт положительный результат.

Учитель с большим стажем в коррекционной педагогике Казангапова Сабира Насимбулаевна рассказала о приёмах дифференцацированного обучения, которые она применяет на уроках математики. На всех этапах урока педагог адаптирует задания для детей с различными нарушениями развития. Так, например, одни ученики выполняют работу самостоятельно, на чистых листах. В помощь ученикам с лёгкими интеллектуальными нарушениями выделены контуры различных фигур, которые служат для них ориентиром к выполнению задания и опорой для запоминания. Для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития только одна фигура выделяется в соответствии с цветом образца. Знакомство с другими фигурами осуществляется позже, поэтапно. В результате математические представления у детей с умственной отсталостью начинают формироваться на наглядной и наглядно-действенной основе, а для детей с задержкой психического развития создаются условия для проблемного обучения и подержания учебной мотивации.

Презентации выступлений размещены на сайте ПМПК города Тюмени в разделе «Информация для педагогов».

По результатам участия с материалами педагогической мастерской специалистами ОУ оставлена информативная обратная связь, свидетельствующая о высокой эффективности проведённого мероприятия. Не было ни одного отрицательного отзыва. Педагоги выделили выступление всех учителей, выразили готовность применять показанные методы и приёмы дифференцированного обучения. Комментарии обратной связи свидетельствуют о необходимости продолжения работы по данной теме и заинтересованности в этом педагогов.

Ответственная за организацию проведения педагогической мастерской «Технологии инклюзивного образования»: педагог-психолог ПМПК Харлова Н.Н.

Comments are closed.